История Лины Кузнецовой, основателя Linadelika Homeware

Лина Кузнецова, давно известная многим в качестве food-фотографа и основателя Linadelika Homeware, поделилась со STARTUP WOMEN своей историей о том, как когда-то небольшое хобби превратилось в популярный магазин посуды. О трудностях на начальном этапе, об особенностях бизнеса, а также немного о своих больших мечтах – читайте в интервью Лины для проекта STARTUP WOMEN.

Как три твоих истории перемешались в одну: food-фотограф, блогер и магазин?

Все началось с food-фотографии, и в течение нескольких лет я бесконечно много фотографировала. Мне кажется, что три года назад в центре Москвы не было ни одного ресторана, для которого я бы не снимала. Это были фотографии для food-номера журнала «Афиша», для меню ресторанов, для рекламных кампаний супермаркетов «Азбука Вкуса». Я настолько любила фотографировать еду, что даже приходя домой, продолжала ее снимать. 

С увеличением заработков моих и мужа в нашу жизнь естественным образом пришли путешествия. Я поняла, что хочу заниматься только этим, и что я все для этого сделаю. Так я стала много и часто публиковать фотографии из путешествий. 

Удивительно, но для food-фотографии еда — не самое главное. Фотография никогда не получится особенной, если не будет красивого наполнения: интересного фона и стильных деталей. Поэтому из каждого путешествия я стала привозить винтажные тарелки и другие предметы посуды для себя. В какой-то момент я поняла, что на фото чаще обращают внимание именно на эти предметы. И в течение трех месяцев я собирала посуду целенаправленно для последующей продажи, искала поставщиков, производителей в разных странах, плюс привозила собственноручно найденный винтаж.
За этот период у меня было 12 путешествий, и в каждом удалось найти что-то уникальное и завязать контакты с производителями.

В конце концов, когда все накопленное стало занимать целую комнату, то возникла потребность в продаже. Я решила действовать и параллельно с созданием сайта организовала «открытую продажу посуды» в одном московском шоу-руме. Мероприятие напоминало маркет, но только с одним участником, приглашающим своих подписчиков. Я была в шоке, мероприятие превзошло мои ожидания по деньгам в три раза!

В тот момент именно моя личная популярность привела к такому результату. Сейчас многие подписчики магазина уже не знают про меня, чему я очень рада. Я мечтаю, что однажды аудитория магазина превысит мою. 

Как появился интернет-магазин?

Первую версию сайта мы сделали на платформе, не предназначенной для интернет-магазина и не заточенной под продажи в России. Спустя два часа с того момента, как мы объявили в инстаграме о том, что у нас наконец заработал сайт — он обвалился. Это было настоящим безумием: люди отправляли заявки на один и тот же товар, который был представлен в единственном экземпляре. Мне приходилось объяснять всем, что товар уже заказан — все это вызвало настоящую бурю негатива. Потом, совершенно случайно, я познакомилась с Юлей, которая оказалась со-автором gophotoweb. Юля помогла мне с дизайном и оперативным переносом сайта на платформу. Буквально через неделю сайт снова заработал.
Первые пару месяцев я абсолютно все делала сама. И несколько раз даже встречалась с первыми покупателями в метро. И это при том, что я путешествовала по 3-4 раза в месяц! Например, находясь в Нью-Йорке, когда там была ночь, а у нас здесь день, я отвечала на сообщения и обрабатывала заказы. А днем я бегала по Нью-Йорку на съемки и встречи. В тот период я выполняла работу трех девочек. Через два месяца я поняла, что больше так жить не могу — каждый день я просыпалась усталой, у меня сильно сбился мой привычный режим дня и начались проблемы со здоровьем. Так у меня появилась помощница, личный ассистент и склад, а сейчас нас уже четверо плюс курьеры.

Давай поговорим про название магазина

Магазин называется моим именем. И мне очень нравится, как оно звучит — «Linadelika» (ударение на е). Если вы заказываете что-либо у нас на сайте или покупаете посуду в магазине — в подарок вы получите открытку, где будто от моей руки написано «спасибо за покупку, Лина» и нарисовано сердечко. Для меня важно, чтобы так было всегда. Пусть даже будут клиенты, которые ничего не знают обо мне, но это милая записка как бы говорит  том, что за проектом стоит реальный человек, который любит клиентов и заботится о качестве.

Интернет-магазин – удобный и понятный бизнес. Зачем тебе понадобилась offline-точка?

Я поняла, что если не сделать шаг вперед, то ты навсегда останешься на уровне интернет-магазина или, что еще хуже, инстаграм-магазина, где, чтобы узнать цену, надо написать в директ. Одно дело увеличивать продажи online, совсем другое — открыть offline-точку. Хочется дать возможность покупателю посмотреть на продукт вживую, потрогать его и пощупать, пообщаться с продавцом. Я давно понимала, что нам нужен магазин, но относилась к этому как фаталист: «Если помещение мне нужно, оно ко мне само придет». 
Просто ходила и рассказывала друзьям, что ищу помещение и представляла, каким оно должно быть: светлым, красивым, небольшим и обязательно в центре. И однажды за разговором со своим другом я в очередной раз рассказывала, что ищу помещение и оказалось, что у него есть такое на примете. Когда я увидела винтовую лестницу, как в Гарри Поттере, и целых три окна, сердце замерло и решение было принято.

Расскажи, как работает курьерская доставка? С этим часто связано много сложностей

С самого начала я приняла решение, что в моем бизнесе будут только свои курьеры, которых мы сможем отбирать, обучать и контролировать. Курьерские службы  казались мне жутко невыгодной и неудобной историей. Плюс для нас это было накладно, потому что заказ часто дополняется или переносится. А с курьерской службой организовать такие нюансы очень сложно: даже если заказ не доставили, ты все равно должен его оплатить. С нашими курьерами мы все время можем быть на связи, и в случае необходимости корректируем заказ и время доставки. И несмотря на то, что курьер — это всегда временная занятость, с коллективом нам до сих пор очень везет. За все время с момента открытия магазина у нас было около 70 курьеров. Но последние пару месяцев мы все-таки добавили курьерские службы для части заказов (например, за мкад, или когда доставка нужна день в день).

Какой ты руководитель?

Какой-то неправильный (смеется). Я очень люблю людей, которых нанимаю на работу, но при этом очень жестко отношусь к косякам и легко за них увольняю. Возможно, в качестве минуса можно отметить, что у меня слишком добрые отношения со всеми, кто со мной работает. На мой взгляд, у нас слишком много общих шуток и какого-то расслабленного веселья. 
Я не перепроверяю каждый шаг сотрудника, но контролирую общую картину. Это значит, что я не буду стоять над ними ежеминутно и требовать отчета по самым мелким задачам. Если я на месте, то всегда помогу и прокомментирую работу с клиентом. Но если я куда-то уезжаю, то не замучиваю их вопросами вроде: «Ну что? Ну как? Упаковала? Сделала?». Я уверена, что свободу в рамках небольших задач можно и нужно давать, но и контролировать тоже нужно. Человек расцветает, когда ты даешь ему свободу.

Расскажи про продвижение магазина Linadelika

В первую очередь, это, конечно, моя личная популярность, которая перешла на магазин. С 17 лет у меня был блог ЖЖ. Помните, такую касту в Livejournal: «тысячники»? Я была среди них. Потом подруга зарегистрировала меня в инстаграм. Сначала я публиковала food-фотографии, а потом начала путешествовать, и стала выкладывать красивые картинки из путешествий. Первые 3-4 тысячи подписчиков перешли из блога, а далее начал развиваться инстаграм. Особенный скачок был, когда появилась страничка «Популярное», и все мечтали туда попасть. Раньше на эту страничку попадали фотографии, которые за определенное количество времени набирают определенное количество лайков. Мои фото попадали туда регулярно, это и привело такое большое количество подписчиков на мою страничку. В среднем в день подписывалось по одной тысяче людей. А чем у вас больше подписчиков, тем у вас больше лайков — это как снежный ком.
 Хотя сейчас все отмечают, что рост в инстаграме замедлился, и я сама замечаю такую динамику.

Кто занимается инстаграмом бренда?

Фотографии делаю я, а выкладывают и подписывают девочки. У нас есть контент-план на несколько дней вперед. Мы выкладываем всегда по 6 фотографий в день. Кто-то, возможно, считает, что это много, но у нас настолько широкий ассортимент и всегда так много поступлений, что мы бы просто не успевали показывать все, если бы уменьшили количество постов в день. Почти все фотографии — это наш собственный фотоконтент. Количество лайков в аккаунте магазина – вообще не показатель. Те, кто покупают продукцию, как правило, не комментируют и редко ставят лайки. Зато, чем больше качественных фотографий мы выкладываем, тем больше заказов на сайте и тем больше клиентов.

Расскажи побольше о посуде, откуда все-таки ты привозишь все эти предметы?

В путешествиях я стала находить поставщиков, стала с ними договариваться и встречаться. Сейчас я очень редко что-то привожу сама. Разве что из Марокко, и я бы не стала этого делать, будь менталитет марокканцев более понятным и доступным. Например, ты говоришь им: «Мне нужны прозрачные флакончики», а в итоге получаешь совсем другой товар. За ними нужно тщательно все проверять и постоянно подгонять их.

На первую партию я копила, откладывала заработанные в качестве food-фотографа деньги. Вообще, при желании хороший фотограф может много зарабатывать. Я никогда не лентяйничала и всегда много работала. Первые 2—2,5 месяца я совмещала дела и продолжала фотографировать. То есть я была боссом в своем магазине, и фотографировала в ресторанах в качестве исполнителя. И наступил момент, когда я поняла, что больше не хочу, чтобы кто-либо говорил мне, как выполнять свою работу. Если ты нанимаешь профессионала — нужно ему довериться. Плюс, работы в магазине становилось все больше и у меня уже не было времени, а постепенно и желания, снимать коммерческие проекты.

Как организовано твое время?

Когда появляются новые сотрудники — ты очень много времени тратишь на их обучение. Первые дни они не экономят твое время, они его «съедают» и ты не успеваешь делать свои дела. Но для меня очень важен режим и у меня должно быть «свое» время, чтобы побыть одной.

Наш магазин открывается с 12:00. Я встаю в 5:30 каждый день, и до 12:00 стараюсь всегда быть дома, чтобы успеть на тренировку, чтобы спокойно позавтракать и успеть закончить свои личные дела и встречи. Потому что с полудня начинается сумасшедший дом. А за утро я успеваю сделать все, что люди успевают сделать за целый день. Мы с мужем рано ложимся спать, и я стараюсь максимально следовать этому графику. Очень рекомендую соблюдать режим и находить время для себя.

Про отношение к своему делу

Я очень люблю свой магазин. Он пока немного недоделанный, но постепенно я представляю, каким он может быть и стремлюсь к этому. Иногда мне обидно, когда кто-то из клиентов разочаровывается в нас или, например, задает вопрос вроде: «А ваша посуда бьется?». Наверное, если бы мы придумали такую посуду, этот патент стоил бы очень больших денег.

Я вложила всего лишь около полумиллиона рублей в открытие магазина. И это мои заработанные деньги. И мне всегда казалось, что если я не смогу развить бизнес на свой капитал, я просто не смогу его видеть. Я категорически против кредитов и инвесторов. В первом случае не смогу жить с постоянным ощущением долга, а во втором – не смогу работать, если кто-то будет диктовать мне как. Думаю, это связано с моим болезненным ощущением свободы ото всех и всего. И мне кажется, что люди не всегда понимают, какую ответственность ты несешь на себе как предприниматель, выплачивая заработную плату, аренду помещения, планируя закупки. Когда ты понимаешь, насколько тяжело открыть даже такой маленький магазин, ты никогда не позволишь себе отпустить какие-то обидные комментарии вроде: «О боже, какой у вас маленький магазин!».

Насколько много внимания ты уделяешь эстетике и красоте?

Мне всегда казалось, что создавать красоту — это очень легко и это просто делает твою жизнь приятней. И ты бесконечно хочешь наполнять жизнь красивыми деталями. Например, в нашем магазине я всегда буду фотографировать сама. И я совершенно уверена, что магазин заработал такую популярность в основном благодаря красивому фотоконтенту и благодаря тому, как преподнесены товары. Даже если сейчас вы ничего не планируете покупать, вы просто получите эстетическое удовольствие от того, как сфотографирована наша посуда, и когда-нибудь вернетесь.

Какие проекты тебя вдохновляют?

Меня вдохновляют скорее люди. Я безумно люблю общаться с людьми, которые увлечены тем, чем они занимаются. Мне кажется, если человек в своем деле развивается, он просто не может не быть интересным. 

Я слежу за многими магазинами-гигантами по моей тематике. Понятно, что здесь совсем другие бюджеты и объемы. Но мечтать хочется о великом. Когда-нибудь у меня будет огромный магазин Linadelika в центре города, а лет через 100 он станет таким же известным, как бренд Chanel и Ladurée. Потому что, если задуматься, все, чем мы по-настоящему восхищаемся, существует более 100 лет и более одного поколения. Я мечтаю о дочери, чтобы она когда-нибудь продолжила мое дело, потому что это очень женская история. И я часто себе повторяю: "Лина, просто сделай все, что ты можешь сделать за свою жизнь, и воспитай детей таким образом, чтобы они захотели и сумели продолжить твое дело".



Текст: Анна Бойко, совладелец Dress Up Bar
Фото: из архива автора

Комментарии

comments powered by Disqus

Подпишитесь на дайджест!

Дайджест за месяц: самые лучшие статьи и возможности прошедшего месяца.
Анонсы мероприятий, предложения партнеров, информация о грантах и конкурсах.

Будьте на связи

Присоединяйтесь к нам во всех
социальных сетях