Интервью с основателем онлайн-магазина органических продуктов 4FRESH

Согласитесь, достаточно легким и интересным выходит рассказ о молодом проекте на этапе двух или трех лет существования на рынке. Когда предприниматель еще горит и заряжен собственным драйвом и молодой командой, ошибки чувствуются острее, рассказ выходит более красочным и эмоциональным. Но куда интереснее бывает встретиться с человеком, который верит в проект годами, терпеливо вкладывает все силы и эмоции в развитие своей мечты шаг за шагом. Основатель онлайн экомаркета 4fresh Наташа Козлова сегодня рассказывает о своем потрясающем опыте: как за семь лет ей удалось построить настоящую компанию, по пути сталкиваясь со всеми возможными трудностями. 

Как ты оказалась вовлечена в тему органических продуктов и как появился твой проект?

Нашему проекту уже 7 лет. Обычно, когда спрашивают о запуске органического проекта, можно услышать историю, как у человека была проблема и у него получилось героическим образом с ней справится. Но моя история начинается со знакомства. Так выходит, что в моей жизни именно необычные встречи приводят к неожиданным поворотам жизненного пути. Однажды на выставке я познакомилась с девушкой, которая поразила меня какой-то удивительной энергией и драйвом, несмотря на достаточно большой возраст. Тогда я поинтересовалась у нее, как ей это удается. И она, ответив на мой вопрос, стала моим жизненным ментором.

В поиске правильного питания и здорового подхода к жизни я столкнулась с тем, что найти что-то особенное и подходящее в магазинах я не могу. Так я решила, что нужно во что бы то ни стало управлять процессом и найти все эти продукты самой. Постепенно, из хобби стал получаться проект. Изначально, это была косметика и продукты для дома, потому что их было сложнее всего найти. А затем среди знакомых стали появляться люди, которым натуральная тема тоже показалось интересной.

На старте меня очень правильно поддержал муж, настроив на плавное развитие событий без больших инвестиций в спешке. Потому что ничто не вдохновляет так, как собственные успехи.

Постепенно к нам стали присоединятся люди и я очень быстро поняла, что работать в таком проекте может только очень верящий в идею человек. Первые пять лет мы выживали. По сути, первым складом был мой хонда джаз, на котором я тогда передвигалась. Как полноценная компания, мы функционируем уже три года. А зарабатывать мы стали около года назад. До этого мы уходили в ноль, и все держалось на огромном желании делать что-то очень хорошее. Ну и, конечно, бизнес достаточно сезонный. Летом люди менее охотно что-то заказывают онлайн, а с наступлением холодов, наоборот, предпочитают делать покупки, сидя на диване дома в теплом пледе.

 

 

 

Все это длительное время, пока проект находился на грани выживания, что заставляло тебя держаться?

Упрямство и упертость. И внутренняя установка «я все смогу» и «а кто, если не я?». Плюс, конечно, моя команда. Когда ты один на один со своим внутренним диалогом, то сам себя убеждаешь, зачем нужно вставать по утрам и лишний раз на кого-то не обижаешься. А когда ты работаешь с командой — люди тебе верят, они к тебе пришли не просто так. Они участвуют с тобой в маркетах на выходных, поддерживают в нерабочее время, отменяют отпуска, когда переезжает твой склад, — ну как можно не трудиться ради таких людей?  

 

Говоря о команде, какой твой идеальный сотрудник?

Я ищу не функциональную единицу в бизнес, а человека, который может организовать себя и людей вокруг. Ищу тех, кому интересно жить и смотреть по сторонам, кто способен впитывать знания и жаждет этих знаний, кто вдохновляется и не боится перемен. И, конечно, я ищу тех, кто делает. Не много говорит, как он вот-вот сейчас сделает, а тех, кто просто берется и делает.

Изучала ли ты мировые аналоги и что тебя вдохновляет?

Есть проекты, которые меня вдохновляют, а есть коммерческие проекты, которые я оцениваю с точки зрения бизнеса. Если о первых, то это, например, — organic essenсe  — они производят в Америке взбитое масло Ши. Тут еще замешана удивительная история основателей: они познакомились в сорок с лишним лет и придумали, что если масло Ши взбить, — получится совершенно удивительный продукт. У бренда всего тридцать продуктов и все они на основе этого масла. Вся упаковка перерабатываемая и печатают они чернилами каракатицы. Проект, безусловно, очень уютный и аутентичный, но можно ли построить на этом коммерчески-успешный бизнес? Большой вопрос.

С другой стороны, американский гигант iherb.  Я восхищаюсь объемами и масштабами этого проекта. Они работают как машина, высокоэффективная технологичная машина. Я видела их автоматизированный склад, где работает от силы 20 человек и отгружают заказы на весь мир — это мечта, конечно. Мы в 4fresh тоже стремимся к такой глобализации, не к тысячам клиентов, а к миллионам. Мы активно работаем над сервисом — быть ближе, быстрее, предлагать новое и лучшее. Но при этом масштабировании я хочу оставить наше уютное и доверительное общение с каждым клиентом. 

К сожалению, я не называю российских проектов. Пока что их очень мало — я могу вот сейчас каким-то одним вдохновиться, а через год его уже не будет. Потому что очень редко встречается такая вот история, как у мужа с женой с маслом ШИ, когда он считает, а она творит. Одно дело — производить арахисовую пасту, которая в том или ином виде всем уже известна. А другое дело, как белорусский проект “Sativa”, который придумал абсолютно безвредную мицеллярную воду. Вот это правда здорово! 

 

Тема органических продуктов очень популярна сейчас. Расскажи о конкурентах.

Есть эстетически приятные проекты, такие как “Город-сад”, который делает Дарья Лисиченко. Интересный, красивый и правильный проект. Мне нравится “Биостория” на Ленинском. Это тот магазин, в который ты заходишь и забываешь о необходимости читать составы. Таких магазинов очень мало и именно таких мне хочется. И есть поражающие своей организацией и видением как ВкусВилл.

В отличие от нас эти магазины работают со скоропортящимися продуктами. Этот сегмент сложен, безусловно, время на поиск своего покупателя у этих товаров крайне короткий. Думаю, их западным аналогом или примером является Whole Foods.

Мы не считаем Город-Сад или ВкусВилл конкурентами — они оффлайн, а наша стратегия - развитие онлайн-экосупермаркета.

Есть много хороших порталов об органических проектах. Я могу сказать, что те, кто с нами работают бок о бок — работают хорошо. Кто-то продает органический люкс, кто-то недорогие локал-бренды, кто-то существует как онлайн супермаркет , как мы. Очень важно самому жить проектом и верить в его полезность. У меня дома можно найти практически весь ассортимент 4fresh

 

Как думаешь, почему органические проекты в основном существуют в онлайне? Почему не открываются оффлайн?

Удобнее читать составы, не стоя перед полкой, а сидя дома перед экраном монитора. Это все-таки не про эмоциональную покупку, а про вдумчивый подход. Когда ты подбираешь шампунь, очень сложно стоять и долго читать и разбираться. Надо людей образовывать, объяснять им, как им может помочь тот или иной продукт. У нас есть маленькие оптовые клиенты, которые покупают продукты на ежедневной основе. И в этом, конечно, огромный плюс складского помещения. Не забываем, что в магазине надо все поставить на полки, найти людей, которые верят в проект и рассказывают о продуктах так, чтобы человека потом не настигло разочарование. А интернет-магазин — это витрина — ты можешь в нем написать и расшифровать назначение продуктов так, чтобы всем стало понятно.

Мы открывали магазин в Санкт-Петербурге. И когда мы искали продавцов, то столкнулись со сложностями в поиске. Объяснить, понять, захотеть — это непросто. Нужно понимать, что нужно покупателю. Не всем же нужен кейл.

Перед тем как открыть оффлайн магазин, надо три года прожить онлайн и сформировать свой правильный ассортимент. Многие не доживают, пытаясь объять необъятное. Плохо считают или выбирают не то место для магазина. Например, «Патриаршие пруды» для «Город Сад» — это правильное месторасположение.

Очень долго существовал проект «Эко-маркет» на Рублевке. И он хорошо существовал, потому что там качественные и натуральные продукты стоили соразмерно тому, что у людей в том районе в голове. Но и они закрылись. И это, конечно, меня очень расстраивает. Все идет от твоей целевой аудитории. Знаешь ли ты, кому и что ты продаешь.

 

Расскажи о своем опыте и образовании, как это помогло тебе в твоем деле?

Началось все, по классике, с МГУ. Однажды, летом я поработала в предвыборной компании и мне весь этот процесс очень понравился. Когда я вернулась учиться, то нашла работу в BTL агентстве. Мне безумно нравилось организовывать мероприятия. Муж в тот момент начал организовывать интернет-агентство. Затем он позвал меня к себе и в какой то момент я поняла, что хватит с меня клиентского сервиса. С появлением своей внутренней уверенности, я осознала, что могу со всем справится сама. Начало моей предпринимательской истории связано с уверенностью в себе.

Университет дает не знания. Почему я считаю, что дети обязательно должны ходить в университет? Они должны научиться читать, анализировать, ловить и обрабатывать информацию, пытаться понимать процессы. Если ты этого не умеешь, то начинаешь жить вне мира, а значит ты обречен.

Желание пойти учиться в Сколково, в первую очередь, было вызвано информационным голодом. Только родила детей и так хотелось новых знаний. Там произошла интересная трансформация сознания: сначала мой проект был интересным "комочком", а с помощью школы я научилась смотреть на него глобально и представлять, когда и как скоро он сможет начать масштабироваться. Очень часто начинающие предприниматели не понимают, как из своего детища сделать бизнес. 

О чем ты мечтаешь?

Сейчас я сосредоточена на поиске баланса между личным и рабочим. Я хочу делать не бизнес, а компанию на всю жизнь, как бы громко это ни звучало. Я интегрирую бизнес в свой образ жизни, поэтому мы начали проект своей вегетарианской мини-фермы. Мы нашли замечательный участок 2га рядом с Этномиром (Калужская область). Там не просто красиво, но еще и невероятная энергетика!  Мне интересно находиться в потоке, впитывать, познавать — быть человеком мира. И я буду стремиться жить именно так.

Текст: Анна Бойко, совладелец Dress Up Bar
Фото: Маша Волкова

 

Комментарии

comments powered by Disqus

Подпишитесь на дайджест!

Дайджест за месяц: самые лучшие статьи и возможности прошедшего месяца.
Анонсы мероприятий, предложения партнеров, информация о грантах и конкурсах.

Будьте на связи

Присоединяйтесь к нам во всех
социальных сетях