Студия рисования Draw&Go: История проекта

Как сделать из творчества коммерческий проект, как находить свой подход в традиционных PR-коммуникациях, как найти своих преподавателей. Обо всем этом и немножко о великих планах рассказали в интервью STARTUP WOMEN Юля Городничева и Ксения Дукалис.

Собираясь на интервью, я, конечно, уже знала абсолютно все о "Draw & Go". Весь последний год мой инстаграм пестрил красивыми картинками с уроков рисования в этой студии. Интервью было назначено на раннее утро буднего дня, но уже в это время в студии казалось очень людно. Взгляд сразу зацепился за аккуратные, подписанные от руки, ящики с рисовальными принадлежностями постоянных гостей студии. Такое ощущение, что основатели проекта охраняют здесь творчество, создавая максимально теплую и комфортную атмосферу для тех, кто пришел рисовать впервые. Юля, сооснователь Draw&Go, и Ксюша, креативный директор проекта, вышли ко мне навстречу и, немного смущаясь, начали рассказывать о своем очень молодом бизнесе, показывая мне маленькие красивые детали. Вот розовый фламинго на стене, он появился тут раньше, чем в большинстве других мест, а вот картины, написанные гостями, а вот здесь скоро начнется индивидуальное занятие с маленькой девочкой, которую несколько раз в неделю приводит мама. Такое укромное местечко, с одной стороны, и такой известный проект, с другой. 

Насколько мне известно, раньше вы вообще не занимались рисованием, почему открыли такой бизнес? 

Юля: Мы с моей близкой подругой часто ходили в различные студии рисования. Но всегда оставались недовольны – сервис, подход к обучению, инфраструктура. В один момент мы задумались, а не открыть ли свою студию? Мы проанализировали все подобные проекты на рынке с точки зрения плюсов и минусов, побывали буквально в каждой студии! Проанализировали социальные сети, сервис и преподавание. И на основе полученных данных написали концепцию своей студии и решили ее открыть. И, правда, мы никогда не занимались рисованием профессионально, мы всегда были именно потребителями этих услуг.

Сколько у вас партнеров?

Юля: Четверо - я, моя подруга, мой муж и его друг. Такой состав связан, в первую очередь, с тем, что мы не хотели привлекать инвесторов. Открывая студию на свои деньги, мы четко понимали, что никто сверху не будет иметь влияния на концепцию студии, потому что она вся соткана из тысяч нюансов, которые нельзя менять.

Сейчас оперативное управление студией осуществляю я. Мужчины помогают по части финансовых консультаций, а моя подруга участвует в стратегических вопросах.

Каким был стартовый капитал? Из каких расходов состоял?

Юля: Мы вложили в этот бизнес в общей сложности около 6 млн руб. Большая часть вложений ушла на ремонт, потому что изначально помещение было с ремонтом 2000 года и мы, конечно, там камня на камне не оставили – все переделали. Остальные расходы состояли из: покупки материалов и оборудования, зарплаты преподавателей. Сейчас аренда помещения и зарплаты преподавателей – наша основная расходная часть. Мы стараемся держать уровень заработка наших художников чуть выше рыночного.

Когда проект вышел на самоокупаемость?

Юля: На второй месяц работы. На третьем месяце работы студия начала приносить прибыль. Но, следуя нашему бизнес-плану, потолок роста еще не достигнут. Сейчас мы реинвестируем почти всю прибыль на внедрение новых курсов и занятий, на закупку материалов и прочее. Сайт мы так же делаем полностью на заработанные студией деньги. Мелкий ремонт осуществляем - глаз требует идеальной картинки. За рекламу мы не платим, таков наш принцип с самого начала.

 

О знакомстве с Ксюшей. Знаю, что здесь очень интересная история

Ксюша: Мы с Юлей встретились, когда я поступала в университет. У нас было много общих друзей, и однажды мы попали на один и тот же квартирник. Мы разговорились, и она мне очень понравилась. До сих пор помню, как она смешно испугалась, когда узнала, что мне только 17 – ей тогда было 26. Но мы нашли общий язык, стали подругами, а потом уже и коллегами. Мне кажется, это и есть секрет нашей успешной совместной работы.

Юля: Ксюша уже тогда была настолько эрудированной и подкованной для своего юного возраста, меня это очень приятно удивило. Я увидела потенциал и не смогла пройти мимо, подумала, что, как минимум, нам надо дружить сейчас и когда-нибудь непременно начать работать вместе. Нам тут же стали подворачиваться разные совместные проекты и дела. А потом появилась студия, где Ксюша сразу стала креативным директором и идея названия принадлежит именно ей, чему я очень рада, ведь мы долго не могли его придумать. 

О привлечении аудитории: у Ксюши есть свой особенный подход, расскажите о нем.

Ксюша: Это скорее отношение. Когда студия только открылась, мы приглашали в нее наших друзей, родителей и тех, кто нас вдохновлял, в том числе блогеров. Например, Сашу Буримову, потому что она увлекается живописью и нам нравятся ее работы.

Каждого блогера, которого мы звали и который был у нас, мы воспринимаем как личность, а не как инструмент для повышения продаж. Мы никому не платим за посты, но мы их и не требуем, потому что это убьет всю искренность. Мы просто зовем в гости, дарим безлимитное количество занятий и, если человеку действительно нравится, он и так напишет честный отзыв. Поэтому мы ни разу никому не платили и вряд ли когда-нибудь будем.

За время существования проекта к нам пришло 100 блогеров, каждого из которых я знаю лично и для которых мы регулярно устраиваем вечеринки. Так что секрет в человеческом отношении.

Юля: Нам не жалко своего времени, теплоты и внимания на то, чтобы завести с блогерами дружбу и теплые приятельские отношения.

Что будете делать, когда блогеры закончатся? 

Юля: Интенсивность работы с блогерами была для нас актуальна, когда мы только начинали. Это был огромный блок нашей каждодневной работы. Нам важно было рассказать о нашей студии максимальному количеству людей. Сейчас мы уже не так активно привлекаем блогеров, скорее поддерживаем полученные результаты. Все наши мысли на текущий момент направлены на продвижение сайта. И здесь блогеры помогают, но косвенно. 

Ксюша: Сейчас вместе с блогерами мы проводим благотворительные аукционы "Draw&Go Charity". Например, при участии Наташи Осман и Ксении Сухиновой нам удалось собрать 140 тысяч рублей, продав их работы через инстаграм. Все деньги мы направили в фонд "Старость в радость". А при участии Амирана Сардарова и Евгения Гаврилина, которые нарисовали нам две картины, мы собрали 320 тысяч рублей в Фонд профилактики рака.

Нет ли ощущения, что вашу бизнес-модель легко скопировать? Как боретесь с конкурентами?

Юля: Это очень обманчивое впечатление, что студию легко скопировать. Открыть – легко, сделать из студии рисования коммерчески успешный проект – более, чем сложно. Мы очень заточены на коммерческий результат не потому что мы такие жадные, а потому что это единственный способ поддержания работы студии на высоком уровне. Вдохновившись нашим примером, сходив на наши занятия, люди действительно открывают студии. И даже используют наше название, меняя местами слова. Студия рисования со стойкой регистрации, как в салоне красоты, вэлком кофе, индивидуальным подходом, иностранными журналами об искусстве - это своего рода наше ноу-хау. Все привыкли к тому, что обычно студии рисования – это странное необорудованное пространство без инфраструктуры, куда ты приходишь, садишься и начинаешь рисовать. Нам было очень важно, чтобы переход между идеей начать рисовать и непосредственной посадкой за мольберт был плавным и комфортным. В конечном итоге, именно так можно вовлечь больше людей в рисование. Таких студий нет, потому что они все расслабленно относятся к своей инфраструктуре. Как минимум, никто не ремонтирует такое помещение и не заморачивается на таком клиентском сервисе, как у нас. Поэтому, отвечая на вопрос, - никак не боремся, скорее наблюдаем.

Ксюша: Интересно, что «конкуренты под копирку» пишут нашим друзьям-блогерам, пытаются использовать наши инструменты продвижения, но сталкиваются с таким множеством нюансов, что в итоге скорее зарабатывают себе плохую репутацию, а не клиентов.

Изучали ли вы подобные студии во всем мире? Очень интересен опыт.

Юля: Изучали очень много, но ничего похожего не нашли. Мы будем очень благодарны, если кто-то нам о таких примерах расскажет.

Ксюша: Один из главных принципов студии в том, что каждый гость рисует то, что он хочет. Для каждого тематического занятия у нас есть огромная папка с разными по сложности примерами, которыми вдохновляются гости. Плюс каждый из них может принести с собой свой референс, причем любой – фото из Instagram или работа его любимого художника. Но есть иной формат, характерный для большинства студий: двадцать человек в синхронном порыве рисуют одну и ту же работу Ван Гога.  Это выглядит как ритуал, и никак не походит на творчество. Когда ты сам пишешь картину с нуля, ты все-таки создаешь уникальную вещь, а то, что я описала выше, ближе к акриловым раскраскам по номерам. 

Давайте разберемся: миссия Draw and Go в том, чтобы научить рисовать или в том, чтобы научиться расслабляться и отпускать эмоции с помощью рисования?

Юля: Мы все-таки учим рисовать. Но без нажима и дискомфорта.  Невозможно не научиться рисовать, посещая Draw & Go. Многие люди приходят побаловаться, но, уходя с красивой готовой работой уже с первого занятия, часто возвращаются. Ты отлично проводишь время и возвращаешься, чтобы продолжить заниматься творчеством. Еще важно, что мы вовлекли в рисование людей, которые до этого никогда не рисовали. За год в нашу студию пришло 1000 уникальных клиентов. Они не из каких-то студий к нам пришли, они просто пришли рисовать впервые или почти впервые вместе с Draw&Go. И это, конечно, то, что нас больше всего греет. Наша миссия как раз и заключается в том, чтобы вовлечь в рисование как можно больше людей. Повсеместное творческое образование – это то, что для России весьма традиционно. Музицирование, живопись – это те вещи, которые в жизни гармоничного самодостаточного человека очень долго присутствовали и не зря. Рисование гармонизирует, невозможно рисовать картину маслом и одновременно думать о проблемах, обидах и прочем. В такие моменты поток мыслей останавливается и человек невольно погружается в своего рода медитацию.

Насколько локация влияет на сегментирование аудитории?

Юля: Патрики – это то место, куда люди склонны специально приехать, чтобы погулять, встретиться с друзьями. Наши занятия построены так, что ты можешь прийти позаниматься каждый час. Прогуливаешься, а потом заходишь и рисуешь. Конечно, если бы мы были в проходном месте – это была бы совсем другая студия. А так как мы в укромном местечке, у нас сохраняется особенная атмосфера. В детстве я очень любила ходить в библиотеку: покой, тишина, особенный запах. И у нас все таки более камерный проект, как та библиотека из моих воспоминаний.

Согласитесь, вся идея собирается вокруг преподавателей. Как вы их ищете и как удерживаете

Юля: На первом этапе мы столкнулись с очень большой проблемой: мы недооценили кадровый вопрос, и у нас было всего три преподавателя и не было как таковой «скамейки запасных». Работать несколько дней подряд для творческого человека – очень сложно. Сейчас прошел год, проблема полностью решена, и с нами работают только те люди, которые действительного этого хотят и искренне любят студию. Заработок у нас не ниже, а временами при полной загрузке и выше среднего. Но самое главное все таки – человечный подход. Каждый может подойти с любой своей проблемой и с любым вопросом, мы все обсуждаем, поддерживаем словом или делом, вносим необходимые изменения в работу. По-другому невозможно, потому что художник – это как раз тот человек, который может все бросить на эмоциях и сидеть без куска хлеба и помирать – поэтому мы всегда открыты для них.

Наши художники всегда могут внедрить что-то новое. Они чувствуют свое непосредственное участие в развитии проекта. Кроме того, каждый из них – это не только преподаватель, а еще и востребованный успешный художник. Это значит, что вне студии они реализованные профессионалы со своими проектами и выставками. Это очень важно и поэтому в резюме художника мы всегда смотрим, есть ли у него профессиональная жизнь. Наши преподаватели нас вдохновляют, они супер творческие люди, без компромиссов.

Что в первые месяцы способно затормозить молодой проект?

Юля: Только настрой. Есть большая разница между тем, чтобы хотеть попробовать и хотеть сделать. Мы хотели именно сделать. Но кстати в том чтобы попробовать тоже ничего плохого нет, если есть финансовая возможность, почему бы и нет. В нашей культуре неполучившийся стартап за плечами как клеймо. Надо менять свое отношение к этому.

Что изменилось в вас за этот год?

Юля: Думаю, у меня вся жизнь полностью поменялась. Наблюдать за рисующими людьми – ни с чем не сравнимый кайф. Мы создали что-то, что способно менять жизнь к лучшему – это потрясающее ощущение.

Ксюша: У меня появилась уверенность в себе. Одно дело ходить с множеством классных идей, а совсем другое - реализовать одну из них и иметь возможность положить ее в виртуальное портфолио. У нас с Юлей запланировано еще много интересных проектов, так что оно будет расти и расти.

Текст: Анна Бойко, совладелец Dress Up Bar 
Фото: Алиса Моррисон

Комментарии

comments powered by Disqus

Подпишитесь на дайджест!

Дайджест за месяц: самые лучшие статьи и возможности прошедшего месяца.
Анонсы мероприятий, предложения партнеров, информация о грантах и конкурсах.

Будьте на связи

Присоединяйтесь к нам во всех
социальных сетях